Физическое развитие

Организация физического развития в ДОУ

 

Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
   Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
   В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Но определение физического развития не может существовать без правильно организованного физического воспитания.
   В дошкольном возрасте закладываются основы здо­ровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологичес­ким процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка.
   Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятель­ность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной час­ти воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.
   У детей дошкольного возраста необходимо сформировать на­выки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, мета­ние, прыжки), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, ката­ние на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, сле­дует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (тен­нис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.).
  Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
  Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
 

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
  Педагогический коллектив нашего детского сада работает по следующим принципам физической организации деятельности педагогов. Это:
принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
-принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно - воспитательного процесса;
-принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
-принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
-принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
 

  Мы используем такие формы взаимодействия с детьми, как:

-прогулки, походы;
-физкультурные занятия;
-гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
ыхательная гимнастика;
-утренняя гимнастика, аэробика;
изкультминутки;
инамические переменки;
-секцию "Юный футболист";
-реализовываем программу "Лыжный патруль";
-совместные спортивные досуги с родителями;
-спортивные праздники и развлечения;
портивные игры;
-подвижные игры на воздухе и в помещении;
ни здоровья;
оспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности;
балансированное питание в соответствии с действующими нормами.

   Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.

   В саду имеются следующие оборудования: для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания - дуги, палки обручи, камушки, скакалки, мячи и др. Так же есть пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка. Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы.  

  Организованной формой в двигательном режиме является физкультурные занятия. При проведении занятий руководитель физического воспитания использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, аэробика, физкультминутки, стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. 

   В целях оздоровления организма ребёнка в группе проводятся различные виды закаливания: воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика, гимнастика на постели, уход за полостью рта.

  Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

  Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей.

  Множество положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится квест-игра к 23 февраля  "Мы будущие защитники Отечества", к 9 мая "Зарница", ко Дню физкультурника "Смелый, ловкий, сильный", тематическая неделя "Здоровье" и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название  "Папа, мама, я- спортивная семья".

  Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами также важное условие для физического воспитания. поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

   Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма
  Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием.

Физкультурный зал 

Деятельность руководителя физического воспитания в ДОУ

Здоровьесберегающий проект "Если хочешь быть здоров", группа № 1 "Неваляшки"

Здоровьесберегающий проект "Здоровейка", группа № 3 "Карапузы"

Здоровьесберегающий проект "Здоровье в наших руках", группа № 6 "Солнышки"

Консультация для педагогов "Массажные корригирующие дорожки-залог успешного закаливания детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов Подвижные игры на прогулке, как условие повышения двигательной активности

Творческий отчет "Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"

Памятка для педагогов "Отдых, релаксация и сон"

Здоровье и повседневный уход в МБДОУ

Санитарно – гигиенические условия в ДОУ

Секция физкультурно-спортивной направленности "Юный футболист"

Рабочая программа по образовательной области "Физическое развитие"

Комплекс мероприятий, направленных на укрепления здоровья детей

Перспективное планирование НОД по физическому развитию на 2021-2022 учебный год

Перспективное планирование НОД по физическому развитию на 2022-2023 учебный год