Доступная среда
Инклюзивное образование в образовательной организации
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Доступная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
В дошкольном учреждении созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры |
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры |
О специально оборудованных учебных кабинетах. |
Для обучающихся оборудованы кабинет учителя-логопеда-дефектолога, кабинет педагога-психолога (сенсорная комната), физкультурный (тренажерный) зал, музыкальный зал, изобразительная студия, интерактивный пол. Все учебные кабинеты имеют безбарьерную среду, оснащены ИКТ, позволяют проводить групповые и индивидуальные занятия с детьми. В методическом кабинете собрана библиотека электронных образовательных ресурсов. |
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья оборудованы кабинет учителя- логопеда - дефектолога, кабинет педагога-психолога (сенсорная комната), физкультурный (тренажерный) зал, музыкальный зал, изобразительная студия, интерактивный пол. |
О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В дошкольных образовательных учреждениях библиотека для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрена |
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Не требуется создание особых условий для объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
Не требуется создание особых условий средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации |
В учреждении обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада: вход в калитку и здание оборудован кнопка вызова для людей с ОВЗ и маломобильных групп; территория вокруг здания ДОО заасфальтирована, преград и перепада высот на пути следования не имеется;установлен пандус уличный с поручнями; крайние ступени лестниц для ориентации выкрашены контрастной (желтой) краской; на стеклянных частях дверей размещены сигнальные знаки (круг желтого цвета); ширина дверных проемов обеспечивает беспрепятственно движение кресла - коляски внутри здания; лифт оборудован поручнем для лиц с ограниченными возможностями здоровья (подробнее). Имеется тьютор, помощник-специалист Разработана версия официального сайта ДОУ для слабовидящих Дошкольное учреждение оснащено информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (подробнее) Автостоянка(места)для инвалидов. Место парковки оборудовано специальным знаком «парковка для инвалидов» (подробнее)
Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами |
О специальных условиях питания |
Не требуется создание особых условий питания |
О специальных условиях охраны здоровья |
В детском саду созданы все условия для охраны здоровья воспитанников согласно Сан ПиН 2.4.1.3648-20. |
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Не требуется создание особых условий для доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Не требуется создание особых условий для электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Не требуется создание особых условий для специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат |
Не предусмотрено |
О количестве жилых помещений в интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Не предусмотрено |
Инклюзивное образование – такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса с детьми с ОВЗ на федеральном и муниципальном уровне
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями)
- Алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в образовательных организациях и организациях социального обслуживания, на трудоустройство по должности "тьютор", "ассистент (помощник)"
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО – Югре
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.04.2008 № 68-п «О правилах приема детей в государственные казенные организации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, реализующие в качестве основного вида деятельности, адаптированные основные общеобразовательные программы»
- Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО-Югры»
- Методические рекомендации по разъяснению организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 июля 2013 года N281-п«Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях»
- Реабилитация и социальная интеграция инвалидов
Положение о психолого - педагогическом консилиуме в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 23 "Брусничка"
Дополнительная общеразвивающая программа по логоритмике на 2021-2022 учебный год
Полезные сайты для родителей и педагогов