Доступная среда

 

 Инклюзивное образование в образовательной организации       

   

   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
    Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

   Доступная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

   На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.

В дошкольном учреждении созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

 О специально оборудованных учебных кабинетах.

Для обучающихся оборудованы кабинет учителя-логопеда-дефектолога, кабинет педагога-психолога (сенсорная комната), физкультурный (тренажерный) зал, музыкальный зал, изобразительная студия, интерактивный пол. Все учебные кабинеты имеют безбарьерную среду, оснащены ИКТ, позволяют проводить групповые и индивидуальные занятия с детьми. В методическом кабинете собрана библиотека электронных образовательных ресурсов.

(подробнее)

Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья оборудованы кабинет учителя- логопеда - дефектолога, кабинет педагога-психолога (сенсорная комната), физкультурный (тренажерный) зал, музыкальный зал, изобразительная студия, интерактивный пол. 

(подробнее)

 О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольных образовательных учреждениях библиотека для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрена

 Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Не требуется создание особых условий для объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

(подробнее)

 
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Не требуется создание особых условий средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

(подробнее)

Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации

В учреждении обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада:  вход в калитку и здание оборудован кнопка вызова для людей с ОВЗ и маломобильных групп; территория вокруг здания ДОО заасфальтирована, преград и перепада высот на пути следования не имеется;установлен пандус уличный с поручнями; крайние ступени лестниц для ориентации выкрашены контрастной (желтой) краской; на стеклянных частях дверей размещены сигнальные знаки (круг желтого цвета); ширина дверных проемов обеспечивает беспрепятственно движение кресла - коляски внутри здания; лифт оборудован поручнем для лиц с ограниченными возможностями здоровья  (подробнее).

Имеется тьютор, помощник-специалист

Разработана версия официального сайта ДОУ для слабовидящих

Дошкольное учреждение оснащено информирующими тактильными табличками для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (подробнее)

Автостоянка(места)для инвалидов.  Место парковки оборудовано специальным знаком «парковка для инвалидов» (подробнее)

Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

О специальных условиях питания

Не требуется создание особых условий питания

(подробнее)

О специальных условиях охраны здоровья

В детском саду созданы все условия для охраны здоровья воспитанников согласно Сан ПиН 2.4.1.3648-20.

(подробнее)

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не требуется создание особых условий для доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

(подробнее)

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Не требуется создание особых условий для электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

(подробнее)

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Не требуется создание особых условий для специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

(подробнее)

О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Не предусмотрено 

О количестве жилых помещений в интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не предусмотрено


Инклюзивное образование – такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса с детьми с ОВЗ на федеральном и муниципальном уровне

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями)
  2. Алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в образовательных организациях и организациях социального обслуживания, на трудоустройство по должности "тьютор", "ассистент (помощник)"
  3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО – Югре
  4. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.04.2008 № 68-п «О правилах приема детей в государственные казенные организации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, реализующие в качестве основного вида деятельности, адаптированные основные общеобразовательные программы»
  5. Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
  6. Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО-Югры»
  7. Методические рекомендации по разъяснению организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  8. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 июля 2013 года N281-п«Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях»
  9. Реабилитация и социальная интеграция инвалидов
Нормативно-правовое обеспечение деятельности групп для детей с РАС
Приказ от 7 сентября 2017 года № 790-р Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия базовых организаций при оказании комплексной помощи людям с расстройством аутистического спектра, детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра , их семьям в ХМАО — Югре

Приказ от 7 сентября 2017 года № 791-р Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия, обеспечивающегося деятельность по оказанию комплексной помощи людям с расстройством аутистического спектра, детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра , их семьям в ХМАО — Югре

Распоряжение от 22 июня 2018 года n 321-рп О внесении изменений в распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 5 мая 2017 года n 261-рп «о концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ханты-мансийском автономном округе — югре до 2020 года»

Распоряжение от 5 мая 2017 года 261-рп О Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года

Помощь детям с РАС и другими ментальными нарушениями

В МБДОУ «Детский сад № 23 «Брусничка»  функционирует группа компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями .

Задачами коррекционного обучения в группе для детей с РАС являются:

• оказание содействия в коммуникации, взаимодействии с взрослыми и детьми,   социализации детей на основе совместной деятельности, создание условий для  социальной адаптации, преодоления коммуникативных проблем;

• организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности;

• формирование позитивных личностных качеств;

• преодоление агрессии и аутоагрессии;

• преодоление двигательных стереотипов;

• совершенствование навыков адаптивного поведения в обществе;

• развитие и совершенствование навыков самообслуживания;

• подготовка к школьному обучению и/или интеграция в общество.


Письмо от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 О коррекционном и инклюзивном образовании детей


Полезные сайты для родителей и педагогов
  1. Центр Лечебной Педагогики "Особое детство"
  2. Институт проблем инклюзивного образования МГППУ
  3. «Дефектолог» - сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка
  4. Всё о Аутизме
  5. Стоп Аутизм